Определение прозы

Рок и КонтрКультура: определение, прозы

Е. Эткинд определяет прозу как выражение мыслей, а поэзию— как словесное осуществление эмоциональных переживаний, как "язык страстей". Соотношение поэзии и прозы менялось с эволюцией литературных методов и стилей. Проза и поэзия могут то разделяться на две непересекающиеся сферы, то сближаться. Так, например, "процессы, протекавшие в прозе, начиная с Гаршина и Чехова, в поэзии — с символистов, снова привели к тому "пушкинскому" уравниванию поэзии и прозы, которое свойственно, например, Пастернаку." Ю.Б. Орлицкий в своей монографии "Стих и проза в русской литературе" отмечает: "В русской литературе наблюдается постоянное сближение стиха и прозы, лирики и эпоса, находящее свое отражение, с одной стороны, в лиризации и ритмизации прозы, а с другой — в параллельной прозаизации стиха".
Несмотря на то, что рок-поэзия остается прежде всего именно поэзией, она несет в себе и черты, присущие прозе. Причем рок-поэзия выражает особенности сознания человека конца XX столетия. Этому типу сознания присущи фрагментарность и раздробленность, восприятие окружающего мира в единстве хаотических составляющих. Поэтому можно попытаться определить рок-поэзию как поэзию отдельных фраз и ключевых слов, которые задают цепочку образов, восполняемых до целостной картины фантазией реципиента. В этом плане рок-поэзию можно определить как "железнодорожную", используя метафору Мандельштама из романа "Египетская марка": "Железная дорога изменила все течение, все построение, весь такт нашей прозы. Она отдала ее во власть бессмысленному лопотанию французского мужичка из "Анны Карениной". Железнодорожная проза, как дамская сумочка этого предсмертного мужичка, полна инструментами сцепщика, бредовыми частичками, скобяными предлогами, которым место на столе судебных улик, развязана от всякой заботы о красоте и округленности."
"Пунктирность" и лапидарность, присущие, с точки зрения Мандельштама, "железнодорожной прозе", знаменующей своим появлением конец традиционного романа, еще в большей степени присущи рок-поэзии. Являясь лирической по сути, рок-поэзия тяготеет к обобщениям, в полном соответствии с мыслью о лирической поэзии, сформулированной В.Е. Хализевым: "В лирике "объект" и "субъект" художественного изображения близки друг другу и в большинстве случаев как бы сливаются: тем и другим является внутренний мир автора... Но порой поэт-лирик выступает как непосредственный выразитель взглядов, настроений и стремлений группы людей, иногда целого класса, всего народа и даже человечества." Обобщение тенденций, характерных для контркультурного сознания, — один из краеугольных камней рок-поэзии. Возможно, далеко не всегда "личность поэта вырастает в характер, представляющий век" Но настроения определенной социокультурной общности этот характер представляет.
Рок-поэзия носит преимущественно лирический характер, несмотря на то, что частым жанром в ней является баллада. Относительно пограничных с эпосом форм к рок-поэзии применимо определение Гегеля: "Форма целого в этих жанрах, с одной стороны, — повествовательная... С другой стороны — основной тон остается вполне лирическим, ибо суть составляет не внесубъективное описание и обрисовка реальных событий, а, наоборот, манера постижения и восприятия субъекта. "
Л.Я. Гинзбург отмечает, что, "являясь самым субъективным видом литературы, лирика устремлена к изображению душевной жизни как всеобщей. Притом изображение душевных процессов в лирике отрывочно, а изображение человека более или менее суммарно". Рок-поэзия еще более дискретизирует изображение внутреннего мира человека, но при этом личность лирического героя в ней всегда ощутима.